Раздел совместно нажитого имущества между бывшими мужем и женой – проблема не только для лиц, прекративших брачные отношения, но и для правоприменителя…

👩🏼‍⚖️ Так, в Верховный Суд РФ поступило дело, по результатам рассмотрения которого, он в очередной раз провёл границу между семейными и обязательственными правоотношениями в рамках раздела совместно нажитого имущества между супругами.

🧐 Суть рассмотренного спора заключалась в том, что в период брака супруги купили квартиру в строящемся доме и, как следствие, недвижимость принадлежала им на праве общей совместной собственности. Спустя год пара развелась и возникла необходимость в переводе собственности из совместной в общедолевую. Реализуя свои права, уже на тот момент бывшие муж и жена заключили с застройщиком дополнительное соглашение к основному договору, которое предусматривало долевой раздел имущества.

🔸 Собственники обратились в Росреестр с целью регистрации дополнительного соглашения, однако, им было в этом отказано, потому что оно не было нотариально удостоверено. Обосновал Росреестр это тем, что данное соглашение содержит элементы брачного договора и потому в данном случае, по их мнению, должны применяться положения ст. 38 Семейного Кодекса РФ, где содержится следующее: «соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака, должно быть нотариально удостоверено».

🔸 Не согласившись с позицией федерального органа исполнительной власти, собственники квартиры обратились в суд, где первая и вторая инстанции вынесли постановления в пользу Росреестра.

🔸 Но это не остановило бывшую семейную пару, и они направили кассационную жалобу в ВС РФ, который, резюмировал, что в данном случае позиция заявителей верна и соответствует положениям закона.

🔸 Суд указал  следующее: довод Росрестра о том, что дополнительное соглашение содержит элементы брачного договора не соответствует букве закона, потому что нормы семейного законодательства не могут содержать условия, применимые в отношении действительности соглашения, так как они, прежде всего, регулируют личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи. Более того, ВС РФ отметил, что рассматриваемое соглашение было заключено после расторжения брака и в таком случае его вообще нельзя назвать брачным договором.