Харассмент (англ. harassment — “домогательство”)нежеланные сексуальные предложения или намеки обесценивающего характера, часто в адрес именно женщины; действия, направленные на травлю кого-либо на сексуальной, религиозной, расовой или любой другой почве.

Домогательством также можно считать любые действия или слова с сексуальным подтекстом, которые мешают работать или создают некомфортную атмосферу в организации.

2020 г. в России ознаменовался не только пандемией COVID-19, политическим и экономическим кризисами, но и чередой громких скандалов связанных с харассментом в либеральных СМИ и НКО. Под обвинения попали такие известные личности как — директор новостного веб-сайта «Semnasem.ru», «Револьт-Центра», член правления Международного «Мемориала» Павел Андреев (одна из бывших волонтерок обвинила его в домогательствах), директор и основатель «Молодежного правозащитного движения» Андрей Юров (имел множество сексуальных отношений с участницами движения, осуществлял «физическое насилие»), главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов (о домогательствах заявила бывший пресс-секретарь Алексея Навального Анна Ведута), отстраненный от работы SMM-менеджер Сбербанка, бывший работник «Открытой России» и телеканала «Дождь» Руслан Гафаров (о домогательствах заявили бывшие коллеги и стажеры), шеф-редактор оппозиционного издания «МБХ медиа» Сергей Простаков (на его квартире проходило групповое изнасилование девушки), главред «Медузы» Иван Колпаков (о домогательствах заявила жена одного из сотрудников издания), журналист «Радио Свобода» Антон Порваткин из Саратова (заявил о сексуальных домогательствах к нему со стороны коллеги девушки), журналист телеканала «Дождь» Павел Лобков (о домогательствах заявили мужчины проходившие стажировку под его руководством), главред семиздата moloko plus и спецкор сайта «Такие дела» Павел Никулин (девушка заявила о сексуальной связи с ним без ее согласия).

К сожалению в российском законодательство отсутствует такое понятие как «Домогательство», в Уголовном кодексе есть лишь статья 133 «Понуждение к действиям сексуального характера». Для понимания того, что же такое харассмент, а что им не является, мы рекомендуем изучить правила, составленные американской Комиссией по равным возможностям трудоустройства (EEOC).

Мы считаем, что руководителям НКО необходимо уделять особое внимание подобным проблемам, проводить работу с целью предотвращения и профилактики подобных случаев. В каждой организации должна быть утверждена внутрикорпоративная политика с целью запрета преследования любого рода, необходимо регулярно проводить обучающие семинары-тренринги по корпоративной культуре, сотрудники организации должны четко знать механизмы кому и каким образом они должны сообщать о возникшей проблеме, особенно женщины не должны бояться открыто об этом говорить, необходимо оперативно создавать комиссии по рассмотрению абсолютно каждого случая обращения. Расследования должны быть быстрыми, справедливыми, задокументированными, тщательными и максимально конфиденциальными.

Российским НКО необходимо стремиться к соблюдению политики нулевой толерантности, подобно зарубежным НКО, которые придерживаются ее на протяжении длительного времени.

Мы твердо убеждены в том, что подобного рода скандалы в некоммерческом секторе недопустимы, так как они очень сильно портят репутацию всего третьего сектора, приводят к потере сторонников, партнеров и доноров, бросают черную тень на ту огромную работу которую проводят НКО с целью развития Прав Человека , свободы слова и распространение ценностей демократий в России.