Светлана Протасова. Пилот

Ее называют «покорительницей МиГа», рекордсменка по пилотированию боевых машин, майор ВВС России Светлана Протасова. Единственная в мире женщина, освоившая истребитель МиГ-29. Девушка из семьи военного переводчика не могла поступить ни в одно военное летное училище, везде ей отказывали. Тогда Светлана пошла другим путем, поступив в Московский авиационный институт. И уже потом закончила летное училище в Запорожье.

Мастерство оттачивала на спортивных Як-52 и Як-18. Затем работала 2 года во Франции, помогая французам осваивать спортивные советские самолеты. Вернувшись на родину, неоднократно обращалась с просьбой принять ее на действительную военную службу в ВВС, но ей все время отказывали. Тогда Светлана уговорила знакомых офицеров штаба тайно провести ее в кабинет главкома ВВС Петра Дейнекина. Тот был удивлен напору молодой женщины и пошел ей навстречу. Протасова получила звание лейтенанта и стала учиться и осваивать МиГ-29, первый вылет на котором самостоятельно совершила 4 апреля 1996 года. Светлана успешно дослужилась до майора, влюбилась, сыграли свадьбу, демобилизовалась. Однако про небо не забывала. Позднее прошла подготовку на право пилотирования лайнера Airbus A320.

Оксана Шевалье. Водолаз

Оксана Шевалье, сломав стереотипы, устроилась работать водолазом. В отряде мастеров подводных работ в Москве она – единственная женщина. Пришла она не с улицы. В прошлом спортсменка, много лет работала в школе каскадеров, так что физическая подготовка была на высоте, но все равно чиновников убедить не смогла, что может работать водолазом.

Оксана Шевалье своего добилась: успешно сдала и экзамен, и физические нормативы. Но тут вмешалось трудовое законодательство, по которому женщинам нельзя поднимать больше 10 кг, а водолазный костюм тяжелее. Однако и тут Оксане удалось найти выход. Она использует облегченный водолазный костюм, а самое тяжелое в ее экипировке – баллоны, которые весят 7 кг. Шевалье постоянно совершенствуется в своей профессии и регулярно пересдает экзамены.

Светлана Никитченко. Водитель самосвала

Есть в России мужские профессии, которые изначально не предназначались для женщин, но они все равно смогли их освоить, доказав, что могут работать на равных с мужчинами. Светлана Никитченко водит огромный самосвал «БелАЗ» грузоподъемностью 130 тонн.

Записалась на курсы только со второй попытки, сразу не взяли. Училась 4 месяца, потом 2 месяца стажировки. И вот первый самостоятельный выезд. Физически управлять такой махиной нелегко, но Светлана справляется. Работает в угольном карьере, а там не городской асфальт. Подъемы, повороты нужно проходить с предельной осторожностью, иначе и перевернуться можно.

Анна Шпенова. Пожарный

Петербурженка Анна Шпенова – единственная в России женщина-пожарный. В 25 лет девушка попала в общество пожарных. Тогда она еще не думала, чем будет заниматься впоследствии, но гены, офицерская выдержка и прекрасная физическая форма, доставшиеся от мамы с папой, сделали свое дело.

В пожарной части Анна сначала отвечала на телефонные звонки, потом сидела «на подмене», постепенно входила в курс дела, вникала в службу. Настал день, когда Шпенова сдала профессиональные экзамены и стала равноправным бойцом пожарного расчета. Аню стали брать на пожары, где она проявляла себя с самой лучшей стороны, а однажды, в ноябре 2014 года, спасла от верной смерти двух женщин. За этот самоотверженный поступок ей вручили медаль «За отвагу при пожаре».

Анна Билецкая. Кузнец

Как правило, при слове «кузнец» люди представляют себе брутальных бородатых мужчин с огромными плечами — именно такой образ крепко сформировался в массовой культуре и искусстве. Да и в средние века кузнечное дело действительно было делом исключительно мужским. Даже в мифологии, религии и литературе великие кузнецы — сплошь мужчины.

Тем не менее это не помешало современным женщинам освоить эту тяжелую профессию и стать профессионалами своего дела. Так, Анна Билецкая в свое время успела прославиться, как первая в Сибири девушка-кузнец. А в Туле работает кузнец-оружейница Наталья Забелина — у девушки своя профессиональная мастерская, которая занимается изготовление почти всех видов клинков: от перочинных ножей до шашек и дорогостоящих мечей.

Надежда Михайлова. Телохранитель

В современном обществе существует представление, что телохранитель — исключительно мужская профессия. И неудивительно, ведь ключевыми характеристиками этих специалистов являются физические показатели: сила, выносливость, а также военная подготовка. Однако в действительности, если вспомнить историю, еще древнеегипетские фараоны окружали себя отважными женщинами, считая их более верными, бдительными и психологически выносливыми.

И на сегодняшний день профессия телохранителя все еще остается не только доступной, но и полностью востребованной среди женщин. Так, в России работает сразу несколько школ для телохранителей. Руководительница одной из них — Надежда Михайлова, инструктор и профессиональная женщина-телохранитель. Услугами российских телохранительниц пользуются даже голливудские звезды — например, актрисы Шерон Стоун и Дженнифер Лопес. Также женщины-телохранители входят в состав ближайшего окружения многих мировых политиков, среди которых, в том числе и королевская семья Великобритании.

Наталья Должникова. Дальнобойщик

В деревне Туровка Орловской области появилась новая знаменитость. Педагог Наталья Должникова ушла из профессии для того, чтобы стать дальнобойщицей. Об этой работе она мечтала с самого детства, поэтому такой кардинальный шаг сделал ее только счастливее.

Несмотря на удивление коллег и окружающих, Наталье удалось пройти обучение в автошколе, устроиться в одну из московских фирм, получить загранпаспорт, удостоверение водителя-международника и разрешение на перевозку опасных грузов. На сегодняшний день бывшая учительница уже успела побывать во многих городах России и познакомиться с другими дальнобойщицами, некоторые из которых, по словам самой Натальи, «любого мужика за пояс заткнут».

Екатерина Василик. Стеклодув

Успешно окончив обучение на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ, Екатерина получила 2-е высшее образование в РЭУ им. Плеханова (спец. финансовая аналитика).Она построила блестящую карьеру, преуспев в бизнесе, а в счастливом браке родила мужу 3 детей. В 32 года Екатерина увлеклась художественным стеклом, в качестве хобби.

Екатерина начала активно учиться работе со стеклом: горы спец.литературы, множество различных успешно пройденных курсов по техникам художественного стекла в России и Израиле, стеклодувного дела – в Чехии. Екатерина своими руками сделала газовую стеклодувную печь и оборудовала стеклодувную мастерскую. Проблем в профессиональной деятельности, связанных с тем, что она – женщина, по словам Екатерины, не возникало никогда. Она с детства отлично мастерит, а образование позволяет ей придумывать удобные технологические решения. Сейчас Екатерина работает над созданием Коллекции в технике литьевого стекла.  В ближайших планах открытие клуба на базе мастерской, где все желающие могли бы поработать в разных техниках со стеклом, а также посмотреть стеклодувное шоу.

Кристина Мельникова. Промышленный альпинист

Большинство людей – независимо от пола – не способны кардинально изменить свою жизнь. Кристина Мельникова из тех, кто способен: доказано на практике. В 25 лет окончательно поняв, что офисная работа не для нее, она легко сменила офисное помещение – на крыши московских домов, тросы и страховку, компьютер – на провода и инструменты. Словом, стала промышленным альпинистом.

Семья сначала, разумеется, была в шоке, да и теперь иногда уговаривают сменить работу, смеется альпинистка. Дескать, это страшно и опасно. Но Кристина уверена: если соблюдать все правила работы и технику, доверять себе, проверять снаряжение, с умом выбирать инструменты – вероятность опасных событий сильно снижается. Возможно все, было бы желание, уверена Мельникова. Многие ее коллеги до сих пор уверены, что промышленный альпинизм не женская профессия, предполагающая тяжелый физический труд, работу в опасных условиях.

Яна Елеференко. Ассистент футбольного арбитра

Женщина-рефери – профессия достаточно редкая. Судить и обслуживать в России девушки могут только соревнования женских или юношеских сборных, а их гораздо меньше, чем основных мужских футбольных команд. Но со временем ситуация меняется: во многих странах Европы женщины судят на достаточно высоком уровне. Например, в Германии им доверяют судейство Бундеслиги. После школы Яна Елеференко поступила в Московскую государственную академию физической культуры, на кафедру «Легкая атлетика», преподаватель академии Николай Егорович Фролов предложил пойти на курсы футбольных арбитров, она решилась почти сразу.

В 2004 году Яна пошла учиться в центр «Футбольный арбитр». Через год – начало карьеры ассистента судьи. Еще шесть лет – и в 2011 году Яна получила международную категорию ассистента арбитра FIFA. Для большинства девушек профессия футбольного судьи является не основной, поскольку матчей не так много, а зарабатывать нужно, – говорит Яна. Практически у всех есть другая профессия, которая является основным источником дохода. Совмещать бывает довольно сложно, ведь нужно постоянно тренироваться и два раза в год сдавать нормативы. Яна стала мастером маникюра – это позволяет совмещать рабочие графики с любимым делом. Учеба на курсах не только помогла Яне обрести новую профессию, но и встретить свое счастье. На занятиях она познакомилась со своим будущим мужем, который также работает футбольным арбитром.

Мария Уваровская. Командир воздушного судна Airbus A320

Профессия летчика – из тех, что вечно считается мужской, хотя женщины-пилоты появились уже почти столетие назад. Но если сто лет назад барышни из высшего общества начинали осваивать спортивные аэропланы, то в наши дни все больше пилотесс осваивают воздушные автобусы гражданской авиации. Причем дорастают до должности командира воздушного судна. Одна из таких женщин – командир воздушного судна «Аэрофлота» Мария Уваровская.

У меня в семье с авиацией никто не был связан, но к моему выбору отнеслись с уважением, – рассказывает Мария. – А началось все, как у многих, с полетов на спортивном самолете в аэроклубе. Закончив академию гражданской авиации в Санкт-Петербурге, пилотесса в 2007 году пришла на работу в «Аэрофлот». Карьеру начала с должности второго пилота Ту-154, позже перешла на Airbus А320, а затем и стала командиром воздушного судна. Больше всего нравится летать в европейские страны: Францию и Германию, – рассказывает Мария. – Воздушное пространство в Германии, например, отличается большим порядком, работать здесь очень комфортно.

Главная цель Марии в профессии – заниматься своим делом, постоянно совершенствуясь. В работе пилота, как и в любой другой, нет пределов профессионализма. Всегда могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, поэтому жизнь летчика – это постоянная учеба, разбор и анализ любых происшествий, повторение изученных материалов по разным сопутствующим дисциплинам, как то конструкция самолета, навигация, метеорология и многое другое. Как ни странно, высший пилотаж работы – это когда все проходит тихо, спокойно и стандартно, – говорит Мария.

Есть и другие редкие для женщин профессии, вряд ли в мире найдется хотя бы одна профессия, которую не сможет освоить женщина. Главное – ей разрешить.