При исследовании особенностей эмоциональной сферы женщин-жертв семейного насилия было установлено, что переживание насилия женщиной связано с деформацией эмоциональной сферы. Обнаружено, что в случаях переживания экономического, физического видов насилия и особенно при психологическом (унижение, угроза, критика) со стороны мужа – у женщины наблюдается невероятно высокое превышение нормы показателей социальной эмональности и тревожности (ситуативной и конструктивной). Любой вид насилия, как правило, актуализирует весь спектр переживаний (страх, одиночество, вина).

Также необходимо отметить, что у жертв семейного насилия могут возникать следующие эмоциональные переживания: бессилие, беспомощ­ность, страх, раздражение, вина, смущение, стыд, сомнения по поводу здравомыслия, утрата, любовь, оцепенение, амбивалентность, эмоциональная и экономическая зависимость, изоляция, фрустрация, родительские заботы.

Для «жертв» насилия особенно характерен запрет на проявление эмоций. Это относится не только к негативным эмоциям, но и позитивным переживаниям, обнаруживать которые, с их точки зрения, во-первых, «не прилично», а во-вторых, со временем их становится так мало, что они вообще не замечаются женщиной. В клинической практике хорошо известно: непременные последствия вытеснения чувств – разнообразные личностные и соматические расстройства.

Симптомы, наблюдаемые у людей, переживавшие насилие в семье, соответствуют симптомам посттравматического стрессового расстройства.

Травматические и посттравматические стрессовые нарушения сопровождаются ухудшением функционального состояния человека, возникновением негативных эмоций и сильных переживаний, но не сводится только к эмоциональным феноменам, а отражается в мотивационных, когнитивных, волевых и др. компонентах личности.

На наш взгляд необходимо выделить следующие личностные особенности женщин, пострадавших от домашнего насилия: самоограничение, отчуждение, негативизм, отказ от выражения собственной позиции. Среди типов психологических защит, чаще всего используются: вытеснение влечений, не соответствующих морали и идеалам общества; проекция отвергаемых качеств на обвиняемого мужа. Выделен страх выражения потребности в нежности, в признании, который проявляется симптомами демонстративности. Обнаружены тенденции к самопожертвованию, которые сопровождаются привязанностью к агрессору, болезненно выраженной инертностью.