Что делать, если вы оказались в ситуации харассмента? ⛔️
Самое сложное в ситуации харассмента — поверить своим ощущениям и не отмахиваться от них как от чего-то незначительного (в российской культуре до сих пор принято расценивать навязчивое внимание как комплимент).
⠀⠀
🎯Если вы чувствуете, что ваши границы систематически нарушаются, значит, речь идёт именно о харассменте.
⠀
🎯Нужно понимать две вещи: агрессор не всесилен, а вы не виноваты в происходящем. Длина юбки, ваша внешность, поведение и прочие факторы не являются оправданием для харассмента — как и в случае с другими видами насилия, вина здесь лежит только на агрессоре.
⠀
🎯Есть несколько обычных действий, которые могут помочь остановить домогательства.
⠀
✅Один из самых частых советов — записывать все проявления харассмента (дату, время, место, событие, свидетелей): так будет проще предъявить обвинения и обратиться за помощью.
⠀
✅Не менее важно выработать тактику поведения с харассером. Если вам неприятно поведение человека — постоянные прикосновения, навязчивое внимание или настойчивые предложения выпить кофе, — стоит это озвучить. Открытый конфликт — это всегда тяжело, но в этом случае вы просто обозначаете собственные границы. Возможно, человек не чувствовал, что делает что-то, что вам неприятно — а объяснение поможет ему осознать свою ошибку и быть внимательнее. Если же это не подействовало, и перед вами действительно харассер, важно не сдавать свои позиции и не терпеть то, что вам неприятно.
⠀
✅Не менее важно запастись поддержкой близких: смысл харассмента часто не в будущем сексе или в попытке закрутить роман, а в самом процессе буллинга.
⠀
✅Наконец, не бойтесь просить о помощи: например, если ситуация разворачивается на работе, можно обратиться к эйчару.
Что делать, если это коснулось ваших близких?🆘
Для человека, оказавшегося жертвой харассмента, самое главное — доверие и поддержка окружающих.
Важно понимать, чего делать нельзя: не надо пытаться найти объяснение и причины харассмента — вина всегда лежит на агрессоре.
Не менее важно относиться к ситуации серьёзно: человеку, который рассказал вам о случае, в котором он чувствует себя жертвой сексуальной агрессии, нужно верить.
Если вы узнали, что кто-то из ваших знакомых столкнулся с домогательствами — например, в офисе или больнице, — предложите свою помощь. Но не настаивайте на том, чтобы человек принял определённые решения — в такой ситуации жертва может почувствовать себя ещё более беспомощной.
Из-за событий в 57-й школе и «Лиге школ» внимание привлекала ситуация в учебных заведениях. Харассмент в школе — зло, калечащее психику детей, и его нужно искоренять. В такой ситуации нужны решительные действия: родителям пострадавших и преподавателям следует объединиться и продумать совместный план. Здесь нет места формулировкам вроде «не выносить сор из избы», «оставить хорошие воспоминания о школе». Недостойное поведение одного учителя — не вина школы, а то, как учебное заведение разбирается с ситуациями харассмента, говорит о нём не меньше, чем количество олимпиадников и выпускников, которые поступили в лучшие вузы.
Как не стать агрессором?🤯
⠀⠀Не только в каждой культуре, но в каждом небольшом сообществе и даже в каждой семье по-разному решаются вопросы личных границ. Здесь нельзя пользоваться правилом «Поступай так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой»: то, что для меня ничего не значит, для кого-то может быть некомфортно и неприемлемо.
⠀⠀В общественных местах контролировать свои микродействия (например, случайно схватить человека за плечо в метро) зачастую сложно, но на рабочем месте или в школе это обязательно: реакция знакомых людей на ваши действия видна постоянно.
⠀⠀Правда, её не всегда легко заметить, когда дело касается подчинённых или зависимых от вас людей: часто люди стараются скрыть свои негативные эмоции от тех, кто выше их по положению.
⠀⠀Ключевой пункт в понимании, нарушаете ли вы границы другого человека, — «нет значит нет»: это базовый принцип согласия.
⠀⠀Если вы пригласили подчинённого на свидание и вам отказали, это нормально. Если вы приглашаете человека опять — это харассмент.
Что если он/она сам(а) начала? 😡
⠀⠀К формулировке «он/она первый начал» прибегает огромное число людей, обвиняемых в харассменте — особенно когда речь идёт об отношениях между учениками и преподавателями.
⠀⠀Человек, подчинённый другому и зависимый от другого, заведомо находится в более уязвимом положении и может ощущать на себе давление. Это особенно важно в отношениях между учителями и учениками: разговора о том, «кто первый начал», здесь просто не может быть.
⠀⠀Преподаватель отличается от учеников не только возрастом и опытом, но пониманием ответственности и представлениями о профессиональной этике. Влюблённость в учителя или сексуальное желание — распространённая ситуация в школах и университетах.
⠀⠀Пользоваться любой из этих ситуаций — это харассмент, и ответственность здесь лежит только на учителе.