Когда движение за права женщин только зарождалось, оно встречало значительное сопротивление не только со стороны мужчин. Антифеминистки создавали целые лиги, чтобы не позволить суфражисткам претворить свои идеи в жизнь. Однако, несмотря на такое сопротивление, в современном мире женщины могут голосовать, занимать руководящие должности и даже баллотироваться на пост президента. Forbes Woman вспоминает, против чего выступали противники феминизма в прошлые века и почему некоторые их идеи находят поддержку и сегодня

Кто такие антифеминисты

Современный американский философ, профессор Вашингтонского университета Кеннет Клаттербо определяет антифеминистов как людей, которые не согласны как минимум с одним из следующих утверждений:

  • социальные роли и договоренности, принятые между мужчинами и женщинами, не имеют биологической или божественной основы (то есть они придуманы людьми);
  • нынешняя ситуация в обществе ставит мужчин в привилегированное положение;
  • нужны коллективные действия, которые позволят достичь более честных и равных договоренностей, — примером может быть избирательное право для всех независимо от пола. 

Хотя наиболее активно выступать против равных прав для женщин люди стали в ХХ веке, «антифеминизм» как движение наметился еще в середине XIX века. Причем во многом его представляли женщины.

В 1832 году в Великобритании была подана первая в истории страны петиция за право голоса для женщины. Петиция вызвала активное недовольство, но в организованное движение оно оформилось значительно позже, в 1908 году, — тогда в той же Великобритании была образована «Женская национальная лига антисуфражисток» (Women’s National Anti-Suffrage League, WNASL). Немногим позже появились и мужские организации антисуфражистов — например, «Мужская лига против женского избирательного права» (The Men’s League for Opposing Woman Suffrage) в 1909 году в Великобритании и «Мужская ассоциация против женского избирательного права» (Men’s Association Opposed to Woman Suffrage) в 1910-х в США. И если их участники были «лицом патриахата» — влиятельными мужчинами, то многие представительницы «Лиги антисуфражисток» были привилегированными женщинами, которых вполне устраивал статус-кво.

Они имели (по праву рождения или брака) положение в обществе, были обеспечены материально, а влиять на политику могли через мужей, сыновей и братьев — и они боялись потерять все это с приходом феминизма. Но чтобы привлечь внимание общественности и заслужить поддержку широких масс, они много манипулировали их эмоциями — в частности, утверждали, что феминистки хотят лишить женщин права быть просто женами и матерями. Этому, кстати, вторят участницы современного движения Women Against Feminism, утверждая, что феминистки осуждают их за желание быть домохозяйками.

Представительницы WNASL, в частности, боялись радикальных методов, которые применяли феминистки тех лет — те устраивали взрывы, поджигали здания, били окна, давали агрессивный отпор полиции. Антисуфражистки использовали страх людей, которые думали, что феминистки никогда не остановятся и им нужно будет все больше прав, они захотят стать «выше» мужчин. «Наша страна может оказаться на пороге революции — социальной и политической — до того, как осознает все опасности суфражизма», — писали WNASL в своем манифесте.